Наш сайт переезжает сюда |
---|
Статьи\ Статьи бухгалтеру\ ... |
Изменения в НК РФ, лето 2010: что изменилось в первой части Кодекса
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ И ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С УРЕГУЛИРОВАНИЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ И НЕКОТОРЫХ ИНЫХ ВОПРОСОВ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ. Официально опубликован в «Российской газете» 2 августа 2010 года. Вступает в силу со 2 сентября 2010 года, с установленными исключениями
Традиционный летний закон, вносящий изменения в НК РФ, внес меньше, чем ожидалось, изменений в отдельные главы особенной части. Самые существенные изменения коснулись первой части Кодекса. Особенно важные изменения касаются части процедурных деталей, в новой редакции существенно усилена регламентация деятельности налоговых органов, и, к сожалению, повышения штрафов за налоговые правонарушения.
Разберем изменения по главам и типам. Нормы, вступающие в силу в особом порядке, как всегда, подчеркнем отдельно.
Основные понятия налогового законодательства
Уточнено, что свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и уведомление о постановке на учет в налоговом органе - не просто документы, выдаваемые налоговым органом, а документы, подтверждающие постановку налогоплательщика на учет (статья 11 НК РФ).
Из абзаца статьи 11, посвященного определению места нахождения юридического лица, в абзац, посвященный месту жительства физического лица, перенесены особенности определения места жительства физического лица, явно находившиеся там ошибочно. Содержательно ничего не изменилось.
Уточнено, что региональное и местное законодательство о налогах может определять только те элементы системы налогообложения конкретным налогом, которые прямо не определены НК РФ (статья 12).
Права и обязанности налогоплательщика
В статью 21 НК РФ со 2 сентября 2010 года добавлено специальное право - право налогоплательщика на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (новый пп.5.1 п.1 статьи 21).
В статье 23 ликвидирован забавный пропуск - уточнено, что налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика.
Это важно! Закреплена обязанность сообщать об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения об обособленных подразделениях в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации (новая редакция пп.3 п.2 статьи 23 НК).
Это очень важно! Установлена особая обязанность сообщать обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения) (новый пп.3.1 п.2 статьи 23 НК).
Ранее такой обязанности с установленным жестким сроком в принципе в Кодексе не было.
Это важно! Статья 24 дополнена особым пунктом 3.1. следующего содержания: "Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом." Следовательно, иные обязанности налоговых агентов. кроме установленных статьей 245, могут быть законно установлены и другими статьями Кодекса.
Электронные форматы
Это очень важно! Из пункта 2 статьи 23 Кодекса исключена необходимость сообщать о фактах и изменениях, предусмотренных данным пунктом, в письменном виде.
Казалось бы, почему? Нет ли здесь ошибки?
Нет. Ошибки нет. Потому что пунктом 7 статьи 23 уточнено, что сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 23, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если указанные сообщения переданы в электронном виде, такие сообщения должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя.
Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок представления указанных сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
То есть как и раньше - формы не произвольные, они утвержденные, возможна передача форм в электронном виде. Но такой порядок передачи пока не утвержден.
Аналогичные уточнения - о возможности передачи сведений по телекоммуникационным каналам связи - внесены в статью 31 (о формах документов, связанных с реализацией прав налоговых органов), статью 32 (о формах документов, связанных с исполнением обязанностей налоговых органов), статью 69 (требование об уплате налога), статью 80 (формат налоговой декларации), статью 93 (требование о представлении документов для налоговой проверки, представление самих документов)
Налоговые агенты и недоимки
Это очень важно! Пункт 3 статьи 32 НК РФ содержит возможности для передачи сведений о налогоплательщике в органы внутренних дел:
«Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.»
Со 2 сентября 2010 года под юрисдикцию данной статьи подпадают также и налоговые агенты.
Умерший налогоплательщик, наследники и налоги
Это важно! Со 2 сентября 2010 года наследники умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашают в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя только задолженность умершего по следующим налогам:
- транспортный налог;
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
(Новая редакция пп.3 п.3 статьи 44 НК.)
Уточнение сумм налогов
Это важно! Новой редакцией пункта 7 статьи 45 НК уточнено, что в случае, если налоговым органом было принято решение об уточнении платежа, о принятом решении налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.
Решение о взыскании налога за счет имущества: удлинение формальных сроков
Норма о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика содержится в статье 47 НК РФ.
Ранее пунктом 1 данной статьи было определено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Со 2 сентября 2010 года данная норма дополняется новыми условиями:
"Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом."
То есть безусловный срок для обращения в суд - два года и этот пропущенный срок может быть еще и восстановлен судом.
Следовательно, год перестал быть сроком, когда налогоплательщик, которому не пришло решение, может быть совершенно спокоен.
Налоговые уведомления: несколько налогов и почта как равнозначный способ
Статья 52 Кодекса, содержащая нормы и правила расчета налогов, изменена.
Прежде всего она структурирована по пунктам, ранее она состояла из двух абзацев гладкого текста, что, конечно, не очень удобно, принимая во внимание совершенно разные нормы, которые ей регулируются.
Содержательно в статью внесено два интересных изменения.
Во-первых, уточнено, что в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Во-вторых, почта и электронный формат становятся нормальными равноправными форматами передачи уведомлений. Если в соответствии с действовавшей ранее редакцией данной статьи по почте уведомление пересылалось только если уведомление лично под расписку вручить было невозможно, то сейчас все способы вручения становятся равнозначными: личное, по почте или по телекоммуникационным каналам.
Следовательно, налоговый орган больше не будет просить граждан придти в налоговую за уведомлением, скажем, на уплату транспортного налога, а будет автоматически высылать данные уведомления - и будет прав.
Кардинально меняется порядок признания недоимки по налогам и сборам безнадежной к взысканию
Данный порядок установлен статьей 59 НК РФ.
Ранее в действующей редакции Кодекса было установлено, что взыскание недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, может оказаться невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера.
Перечень причин, конечно, был невероятно абстрактный.
Поэтому со 2 сентября 2010 года новой редакцией статьи 59 данный вопрос решен более четко:
«Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.»
Несмотря на то, что перечень остался все-таки открытым, он по крайней мере перестал быть произвольным и единые причины теперь установлены кодексом.
Также непосредственно Кодексом становится определено, что решение о признании недоимки безнадежной принимают:
1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3;
2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5;
3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Инвестиционный налоговый кредит и отсрочка
В соответствии с новой редакцией статьи 61 НК РФ лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
При рассмотрении заявления заинтересованного лица о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, вправе предложить указанному лицу иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и инвестиционного налогового кредита, которые принимаются по согласованию с заинтересованным лицом.
Налоговые агенты лишены права на отсрочку по налогам
Это очень важно! Особым п.9 статьи 61 НК РФ уточнено, что действие главы 9 НК РФ не распространяется на налоговых агентов, а следовательно, налоговые агенты не вправе рассчитывать на изменение срока уплаты налога, сбора, штрафа.
Налоговыми отсрочками нельзя будет пользоваться с нарушением условий
Новой редакцией пункта 1 статьи 62 установлено, что со 2 сентября 2010 года срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в статье 63 Кодекса, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.
Следовательно, после нарушения условий отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) таким правом нельзя будет пользоваться три года.
Наконец-то решения по отсрочкам по НДФЛ и по налогу на прибыль становятся локальными!
Новой редакцией статьи 63 НК решена большая проблема по предоставлению отсрочке (рассрочек) по НДФЛ ИП и налогу на прибыль в региональной части. Так как оба налога являются федеральными по букве статьи 13 НК, раньше все вопросы, связанные с отсрочками и рассрочками, в соответствии со статьей 63 НК должны были решаться на федеральном уровне. И ИП, который в связи с кризисом не мог вовремя заплатить, скажем, свои 3000 НДФЛ, не мог в принципе этот вопрос решать на уровне своей налоговой. И ситуации, когда НДФЛ, связанный с продажей жилья, не мог быть уплачен в срок, также должны были решаться только на федеральном уровне.
Со 2 сентября 2010 года новые подпункты пункта 1 статьи 63 будут выглядеть так:
«1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:
6) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
7) по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.»
Очевидно, такие нормы Кодекса увеличат гибкость взыскания налогов.
Ограничения при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов
Пересмотрены нормы статьи 64, устанавливающие условия, при которых налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате налогов.
Это очень важно! Если ранее для предоставления отсрочки (рассрочки) достаточно было соблюдения одного из оснований, прямо предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Кодекса, то со 2 сентября 2010 года появляется необходимое условие, без выполнения которого вопрос отсрочки/рассрочки даже не будет рассмотрен.
Итак, новая редакция пункта 2:
"2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных таможенным законодательством Российской Федерации.";
Содержание подпунктов практически не изменилось, только было детализовано в соответствии с нормами текущего законодательства. Однако принципиально важным является введение в текст пункта требования о возможности в будущем уплатить налог.
Кроме того, статья 64 дополнена крайне важным пунктом 2.1.:
"2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.";
Таким образом, отсрочка не может быть любого размера. Размер предоставляемой отсрочки для всех, кроме бюджетников. прямо ограничен размером фактических активов. Практически появляется некий условный залог.
Так как требования к предоставлению отсрочки/рассрочки сильно формализованы, выглядит естественной и формализация перечня документов, необходимых для ее предоставления. Ранее перечень представляемых документов был утвержден Приказом ФНС, со 2 сентября 2010 года он находится непосредственно в НК.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 статьи 64, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 статьи 64, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 статьи 64, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 статьи 64, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 статьи 64, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 статьи 64, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.
В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.
По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.
Инвестиционный налоговый кредит и имущество
В соответствии с новой редакцией пп.1 пункта 2 статьи 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации в случае проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; либо осуществления этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов - на сумму кредита, составляющую 100 процентов (ранее - 30 процентов) стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей.
Требование об уплате налога: изменение срока исполнения
Это очень важно! Со 2 сентября 2010 года требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней (ранее - 10 календарных дней) с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (новая редакция пункта 4 статьи 69 НК)
Таким образом, для обычного рабочего процесса срок исполнения требования не меняется, дается право на 2 выходных дня. Но изменение облегчает практическое исполнение требования в случае, когда на период исполнения приходятся длительные праздничные дни.
Если организация меняет название, она не сможет ускользнуть от приостановления операций по счету
Пункт 7 статьи 76 НК дополнен оговоркой:
"В случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты."
А если операции по счету приостановлены неправомерно?
В этом случае с 1 января 2011 года действует новое правило, установленное новой редакцией п. 9.2 статьи 76 НК РФ:
"В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации."
Формы налоговых деклараций снова утверждает налоговый орган
Новой редакцией пункта 7 статьи 80 НК РФ установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, от Минфина компетенция по утверждению форм деклараций переходит обратно к ФНС. Ну что же, будем снова ждать тотального обновления всех форм :(
Учет налогоплательщиков: обособленные подразделения и обязанности налоговой
Абсолютно косноязычная норма относительно учета обособленных подразделений, содержавшаяся в пункте 1 статьи 83 НК, заменена на нормальную:
"Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения."
Также уточнено, что налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
Учет налогоплательщиков: новая редакция статьи 84
Статья 84, посвященная учету налогоплательщиков, в новой редакции предельно, пошагово детализована (фактически без изменений сохранены только пункты, связанные с ИНН):
"1. Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:
фамилия, имя, отчество;
дата и место рождения;
пол;
место жительства;
данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
данные о гражданстве.
2. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение пяти дней со дня получения сообщения от этой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через иное обособленное подразделение - в течение пяти дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать российской организации, иностранной организации соответственно уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет, снятие с учета организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом указанным лицам свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации и физического лица по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления или сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, и в тот же срок выдать уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.
3. Изменения в сведениях о российских организациях, об отделениях иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории Российской Федерации или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения филиала, представительства российской организации, месту осуществления деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации через отделение или месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Изменения в сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений на основании сообщений, представляемых (направляемых) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Изменения в сведениях об иностранных организациях (в том числе о филиалах, представительствах, об иных обособленных подразделениях, за исключением отделений, указанных в абзаце первом настоящего пункта) подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения указанных обособленных подразделений на основании заявления иностранной организации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Одновременно с подачей такого заявления иностранная организация представляет документы, которые необходимы для учета таких сведений в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
4. В случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета:
российской организации по месту ее нахождения (по месту нахождения филиала, представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через отделение, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства - на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
российской организации по месту нахождения иного обособленного подразделения - в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса;
иностранной организации по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через обособленное подразделение - в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.
Постановка на учет организации, физического лица в налоговом органе по новому месту своего нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации, месту жительства физического лица осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации (месту жительства физического лица).
Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.
5. В случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организацией деятельности на территории Российской Федерации через отделение снятие с учета российской организации налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства), иностранной организации налоговым органом по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через это отделение осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.
В случае прекращения деятельности (закрытия) иного обособленного подразделения российской организации (иностранной организации) снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом сообщения российской организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса (заявления иностранной организации) в течение 10 дней со дня получения этого сообщения (заявления), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения.
В случаях прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
5.1. Заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя.
Формы и форматы заявлений о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, представляемых в налоговые органы на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм заявлений, уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
По запросу организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, налоговым органом может быть направлено заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе (уведомление о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи.
Формы и форматы указанных запроса, документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, порядок заполнения запроса на бумажном носителе и порядок направления указанных документов налоговым органом заявителю утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок представления указанных в настоящем пункте заявлений, уведомления, запроса в налоговый орган в электронном виде утверждается Министерством финансов Российской Федерации."
Дополнительный контроль за иностранцами
В соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 85 НК органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать о фактах постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц.
Кодексом зафиксирован срок ежегодного предоставления сведений о стоимости имущества
Это важно! Непосредственно НК РФ (п.4 статьи 85) установлена обязанность органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, ежегодно до 1 марта представлять сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах по состоянию на 1 января текущего года в налоговые органы по месту своего нахождения.
Кроме того (новые п.9.1 и 9.2 статьи 85):
- органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года;
- органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января текущего года.
Все эти сведения передаются в электронном виде.
Банк и налоговая
С 1 января 2012 года все информационные взаимодействия между банками и налоговыми органами, связанные с открытием, закрытием, изменением реквизитов счетов налогоплательщиков, должны будут осуществляться в электронном виде. Бумажный формат будет отменен.
Уточненная декларация и сроки выездных проверок
Это очень важно! В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 4 статьи 89 НК РФ со 2 сентября 2010 года в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Акт налоговой проверки: с прикреплением документов
Статья 100 НК РФ дополнена интересным пунктом:
"3.1. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.";
Очевидно, это необходимо для того, чтобы выводы акта были документально подтверждены.
Сроки вручения решения о привлечении к ответственности
Установлено (новая редакция п.13 статьи 101 НК), что копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения. В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Ранее срока вручения в данном пункте установлено вообще не было!
Сроки составления решения о налоговом правонарушении
В новой редакции статьи 101.4 установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Ранее срока составления акта о правонарушении кодекс не содержал.
Уточнено, что решение на основании акта также принимается в течение 10 дней.
Источник: "Правовед"
* * *
Статьи\ Статьи бухгалтеру\ ... |
|
---|